Богат наш Лениногорский район Республики Татарстан на хороших и работящих людей, красивейшую и самобытную природу, удивительные места! Поэты воспели красоту нашего края в стихах, а мы, скромные создатели сайта «Шугурово.рф«, путешествуем, фотографируем и находим интересную информацию для вас. Сегодня мы отправимся в гости в Новый Иштеряк (история села).
В Интернете есть информация, что село Новый Иштеряк (Яңа Иштерәк — на тат. яз.) была основано в 1760–80-х годах, то есть более 256 лет тому назад! Первыми жителями села были тептяре (пришлый разнонациональный люд) и государственные крестьяне. Например, в в 1785 году в Иштеряке проживало 145 душ мужского пола, в 1889 году — 1120, в 1926 году — 1512, в 1989 году — 703 человека. Как видите, село прирастало жителями очень долгий период времени. Сегодня в селе насчитывается приблизительно 200 дворов и около 800 жителей.
Новый Иштеряк примечателен не только хорошими людьми, но и своей природой, горами и речкой Шешма (Шушма), которая отсекает от основной части села целую улицу.
Трудно сказать, почему эта улица оказалась за рекой, ведь можно было весь Иштеряк отстроить и по одной стороне Шешмы. Но раз уж так получилось, то без моста тут никак не обойтись.
И мост, разумеется, здесь есть. Даже два.
На снимках вверху — обычный перекидной, железный мост для пешеходов.
Чуть ниже и левее — перекидной мост из связки железных труб. По нему может проехать транспорт.
Да и человек пройти. Кто же помешает?
Но нас интересует другой мост — «Екатерининский». По легенде, которую знает каждый иштеряковец, да и весь Лениногорский район, этот мост был построен еще во времена императрицы Екатерины II (правила с 1762 по 1796 год), которая, якобы, проезжала здесь (ну, или должна была проехать), следуя маршруту Казань — Оренбург. Сегодня мы постараемся выяснить, правда ли мост в Новом Иштеряке был построен аж в XVIII веке? И бывала ли в этих краях сама Екатерина Великая?
Увы, от старого моста мало чего осталось. Например, башенки (пилоны), которые служили местом крепления тросов (вантов), на которых некогда держался висячий деревенский мост (не подвесной, как многие говорят и пишут, а именно висячий мост).
Подойдем поближе и рассмотрим башенки. Что они из себя представляют? Сначала мы подумали, что это обычная кирпичная кладка, обработанная сверху штукатуркой (в прежние времена также уделяли внимание красоте). И цвет краски желтый, выцвел давно.
Но потом засомневались. Не выдержит кирпич нагрузку, это точно.
Скорее всего, башни отливали из монолитного железобетона.
Так и есть. Как видите, в бетоне оставлены металлические конструкции. Но внутри, скорее всего, железные трубы, которые берут на себя основную нагрузку.
Смотрим дальше. Через такие отверстия в бетоне проходили железные тросы, которые удерживали висячий мост.
Очень простая и понятная конструкция. Но в XVIII веке вряд ли существовали подобные технологии…
Чтобы развеять сомнения или подтвердить их, обращаемся к Интернету. Какие же мосты строили в те далекие времена? Оказывается, примерно такие.
Источник: bizhbulyak.bashkortostan.ru
Это, так называемая, «античная технология». При возведении моста использовались обтесанные, точно подогнанные друг к другу камни. Ни капли цементного раствора! В центре — «замковый камень», на котором держится вся конструкция. Стоит убрать его — мост развалится.
Кстати, подобный мост мы обнаружили в Башкирии в селе Верхотор. Обязательно почитайте вот этот репортаж.
Но вернемся к нашему мосту в Новом Иштеряке. Как он мог выглядеть? Пожалуй, примерно вот так.
Источник: tourprom.ru
Но исполнение у иштерякского — капитальное: из цемента, камня, кирпича и железа. К тому же он был шире, чтобы пропускать обозы с лошадьми. Обратите внимание на камни на подъездах к мосту.
Они выложены с той целью, чтобы в весеннюю или осеннюю распутицу телеги могли проезжать на мост, стоящий на пригорке.
Кстати, строили иштерякский мост хорошие мастера. И задача у них стояла — сделать красиво. Обратите внимание на каменную кладку. Она идеально ровная. Каждый кирпичик (обтесанный камень?) выделен. Если бы спешили — налепили бы как придется. А тут целая архитектура!
Спрашивается, к чему возводить такую красоту в деревне? Ответ может быть лишь один: такой мост на селе могли построить лишь в советские времена. Еще раз полюбуемся работой мастеров.
В Интернете мы наши информацию, что вантовые мосты начали строить с 1950 года. У нас мост не вантовый, а висячий. Но технология примерно одинаковая. Следовательно, мост в Иштеряке мог быть построен после 1950 года. Судя по износу камня — в 1970-е годы, то есть мосту не боле 50 лет. Но это наше личное непрофессиональное мнение.
И, разумеется, не может быть и речи о том, что мост был построен специально для того, чтобы Екатерина II смогла проехать здесь по пути из Казани в Оренбург. Существовали другие маршруты, например, через Мензелинск. А Новый Иштеряк никогда не находился на «федеральных дорогах» того времени.
Следовательно, и указа Екатерины Великой о возведении столь добротного моста в отдельно взятом селе также быть не могло.
Впрочем, мы будем рады, если вам удастся опровергнуть наши выводы и предположения. Пишите, друзья, делитесь информацией.
К сказанному остается добавить, что время сильнее любого камня, поэтому «Екатерининский» мост в Иштеряке постепенно разрушается. Очень грустно за этим наблюдать. Возможно, у местных властей найдутся средства и желание сделать реконструкцию старого моста. Тем более, что пешеходный мост из металла рано или поздно отслужит свой век. А камень советских времен до сих пор еще крепок.
Авторы: И. Насыров, Э. Гильманова.
При цитировании статьи и копировании фотографий — ссылка на эту страницу обязательна!